среда, 30 июня 2010 г.

ПДД 1. Общие положения

Утверждено постановлением
Кабинета Министров Украины
№ 1306 от 10 октября 2001 г.
ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Печатается по согласованию с ЦБДД и АС при МВД Украины
ПРАВИЛА
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Введены в действие с 1 января 2002 г.
С изменениями и дополнениями
в соответствии с постановлениями Кабинета Министров
№ 876 от01.10.2008, №№ 76,124 от 11.02.2009
и №395 от 22.04.2009


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.   Настоящие Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движе­нии» устанавливают единый порядокдорожного движения на всей территории Украи­ны. Другие нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (пе­ревозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях на­стоящих Правил.
1.2.   В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.3.   Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования настоящих Правил, а также быть взаимно вежливыми.
1.4.   Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют настоящие Правила.
1.5.   Действия либо бездействие участников дорожного движения и прочих лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.
Лицо, создавшее такие условия, обязано незамедлительно принять меры по обес­печению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить подразделению милиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.
1.6.   Использовать дороги не по их назначению разрешается с учетом требований статей 36-38 Закона Украины «Об автомобильных дорогах».
1.7.   Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного воз­раста и лица с явными признаками инвалидности.
1.8.   Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных настоящими Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.
1.9.   Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность согласно за­конодательству.
      1.10.  Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следующее значение:
автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
автомагистраль — автомобильная дорога, которая:
специально построена и предназначена для движения транспортных средств, не предназначена для выезда на примыкающую территорию или выезда из нее:
имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, отделен­ные одна от другой разделительной полосой;
не пересекает на одном уровне другие дороги, железнодорожные и трамвайные пути, пешеходные и велосипедные дорожки, пути прохода животных, имеет огражде­ние на обочинах и разделительной полосе и ограждена сеткой;
обозначена дорожным знаком 5.1;
автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в том числе в населен­ном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакада­ми, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организа­ции дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально построенные времен­ные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);
автомобильные дороги государственного значения—автомобильные дороги обще­го пользования, к которым принадлежат международные, национальные и региональ­ные автомобильные дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками;
безопасная дистанция — расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или останов­ки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столк­новения без выполнения какого-либо маневра;
безопасная скорость—скорость, при которой водитель имеет возможность безо­пасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкрет­ных дорожных условиях;
безопасный интервал—расстояние между боковыми частями движущихся транс­портных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена . безопасность дорожного движения;
буксировка — перемещение одним транспортным средством другого транспорт­ного средства, которое не относится к эксплуатации транспортных составов, на жест­кой или гибкой сцепке либо способом частичной погрузки на платформу или специ­альное опорное приспособление;
велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем;
велосипедная дорожка—выполненная в пределах дороги или вне её дорожка с по­крытием, которая предназначена для движения на велосипедах и мопедах и обозначе­на дорожным знаком 4.12 (см. приложение 1);
видимость в направлении движения — максимальное расстояние, на котором с меставодителя можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управле­ния транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуще­ствления безопасного манёвра;
владелец транспорт! юго средства—физическое или юридическое лиио, обладаю­щее имущественными правами на транспортное средство и имеющее на это соответ­ствующие документы;
водитель — лицо, управляющее транспортным средством. Всадник, извозчик, по­гонщик животных, который ведет их за повод, приравниваются к водителю. Водите­лем является также лиио, обучающее управлению, находясь непосредственно в транс­портном средстве;
вынужденная остановка—прекращение движения транспортного средства из-за его технического состояния или опасности, создаваемой перевозимым грузом, со­стоянием водителя (пассажира) либо препятствием на дороге;
габаритно-весовой контроль — проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прице­па и груза на предмет соответствия установленным нормам относительно габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и относитель­но нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится в соответст­вии с установленным порядком на стационарных или передвижных пунктах габарит­но-весового контроля;
главная дорога—дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначенная . знаками 1.22,1.23.1 -1.23.4 и 2.3 (см. приложение 1). Наличие на второстепенной до­роге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает её по значе­нию к пересекаемой;
грузовой автомобиль—автомобиль, который по своей конструкции и оборудова­нию предназначен для перевозки грузов;
дорожная обстановка — совокупность факторов, характеризующихся дорожны­ми условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивно­стью и уровнем организации дорожного движения (наличие дорожной разметки, до­рожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые дол­жен учитывать водитель во время выбора скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством;
дорожно-транспортное происшествие—событие, происшедшее во время движе­ния транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди либо на­несен материальный ущерб;              ,
дорожные работы — работы, связанные со строительством, реконструкцией, ре­монтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооруже­ний, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установлени-ем (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения;
      дорожные условия—совокупность факторов, характеризующих (с учетом време­ни года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, ше­роховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъе­мах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации до­рожного движения и их состояние;
железнодорожный переезд—пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
жилая зона—дворовые территории/а также части населенных пунктов, обозна­ченные дорожным знаком 5.31 (см: приложение 1 );
колонна пешеходов — организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении;
колонна транспортных средств — организованная группа из трех и более транс­портных средств, совместив движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;
край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) — видимая услов­ная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее при­мыкания к обочине, тротуару, газону, разделительный полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке;
крайнее положение на проезжей части—положение транспортного средств? на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое на дает возможности двигаться попутному транспортному средст­ву (в том числе двухколесному) ещё ближе к краю проезжей части (середине проез­жей части или разделительной полосе);
легковой автомобиль—автомобиль с количеством мест для сидения не более де­вяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудова­нию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходи­мого комфорта и безопасности;
маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользова­ния) — автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по ус­тановленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (вы­садки) пассажиров;
механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, само­ходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий обьем двигате­ля которых не превышает 50 куб.см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;
микроавтобус — одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати с местом водителя включительно;
мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб.см;
мост—сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные пре­пятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
мотоцикл—двухколесное механическое транспортное средство с боковым при­цепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб.см и более. К мото­циклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трёхколёсные и другие механи­ческие транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превы­шает 400 кг;
населенный пункт—застроенная территория, въезды на которую и выезды с кото­рой обозначаются дорожными знаками 5.45, 5.46, 5.47, 5.48 (см. приложение 1 ) ;
недостаточная видимость — видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п.; 1   
 обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения;
обзорность — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места во­дителя;
     оборина — выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пе­шеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гу­жевых повозок (саней);
ограниченная обзорность—видимость дороги в направлении движения, ограни­ченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными соору­жениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;
опасность для движения — изменение дорожной обстановки (в том числе появле­ние подвижного объекта, приближающегося к полосе движения транспортного сред­ства либо пересекающего её) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немед­ленно уменьшить скорость или остановиться. Отдельным случаем опасности для дви­жения является движение в пределах полосы транспортного средства иного транс­портного средства навстречу общему потоку;
опережение — движение транспортного средства со скоростью, превыша­ющей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе;
ослепление — физиологическое состояние водителя вследствие воздействия све­та на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить пре­пятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 5 ми­нут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров, либо погрузки, (разгрузки) груза, выполнения требований настоящих Правил (предоставление пре­
имущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофо
ра и т.п.);              
пассажир — лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им;
перевозка организованных групп детей — одновременная перевозка десяти и бо­лее детей с руководителем, ответственныйза их сопровождение во время поездки (на группу из тридцати и более детей назначается дополнительно медицинский ра­ботник);
перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на од­ном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом за­круглений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда с примыкающей территории;
пешеход—лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются так­же лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мо­пед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
пешеходная дорожка—дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.13 (см.приложение 1);          
пешеходный переход— участок проезжей части или инженерное сооружение, пред­назначенные для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначают­ся дорожными знаками 5.35.1-5.37.2 (см. приложение 1), дорожной разметкой 1.14.1-1.14.3 (см. приложение 2), пешеходными светофорами. При отсутствии дорож­ной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорож­ными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пеше­ходных светофоров, дорожных знаков и разметки— шириной тротуаров или обочин.
Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулиру­ется светофором или регулировщиком, нерегулируемым—пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены либо работают в режиме мигания желтого сигнала;
полоса движения — продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств;
преимущество—право на первоочередное движение поотношению к другим уча­стникам дорожного движения;
препятствие для движения — неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транс­портных средств) и вынуждающий водителя маневрировать либо уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;
примыкающая территория — территория, которая примыкает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоян­ки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда с них;
прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения только в соеди­нении с иным транспортным средством. К этому виду транспортных средств относят­ся также полуприцепы и прицепы-роспуски;
проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы;
путепровод — инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (же­лезной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по нему на раз­ных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу;
разделительная полоса—выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки 1.1 или 1.2 (см. приложение 2) элемент автомобильной до­роги, который разделяет смежные проезжие части. Разделительная полоса не предна­значена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на раздели­тельной полосе тротуара по нему разрешается движение пешеходов;
разрешенная максимальная масса— масса снаряженного транспортного средст­ва с грузом, водителем и пассажирами, которая установлена технической характери­стикой транспортного средства как максимально допустимая. Разрешенная макси­мальная масса автопоезда — это сумма разрешенной максимально допустимой мас­сы каждого транспортного средства, входяшего в состав автопоезда;
регулировщик—работник милиции, военной инспекции безопасности дорожно­го движения, дорожно-эксплуатаиионной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие соответствующее удостоверение и экипи­ровку (форменная одежда или опознавательный знак, нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом или световозвращателем, красный фонарь или флажок) и регули­рующие дорожное движение;
рельсовое транспортное средство—трамвай и платформы со специальным обо­рудованием, движущиеся по трамвайным путям. Все прочие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются нерельсовыми;
стоянка—прекращение движения транспортного средства на время более 5 ми­нут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований настоя­щих Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, погрузкой (разгрузкой) груза;
темное время суток — часть суток от окончания вечерних (30 мин после захода солнца) до начала утренних сумерек (30 мин до восхода солнца);
тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство во вре­мя экстренного торможения с начала воздействия на орган управления тормозной системой (педаль, рукоятку) до места его остановки;
трамвайный путь — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допус­кается движение нерельсовых транспортных средств, в соответствии с разделом 11 на­стоящих Правил;
транспортное средство—устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
тротуар—элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который примыкает к проезжей части или отделен от нее газоном;
уступить дорогу — требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключени­ем требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить  других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направ­ление движения или скорость участник дорожного движения—лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира, погонщи­ка животных:
эксплуатация транспортного состава — транспортировка тягачом прицепа согласно инструкции по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страхо­вочного соединения, единой системы сигнализации, освещения и т.п.);
эстакада — инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, не имеющей съездов на другую дорогу.

Комментариев нет: