1.Проверка правильности включения обмоток машин переменного тока.
2.Нахождение неисправных якорей в коллекторных электродвигателях.
3.Проверка правильности включения обмоток машины переменного тока.
1.Проверка правильности включения обмоток машин переменного тока
Проверка правильности соединений выводов трехфазных обмоток сводится к определению начал и концов каждой фазы.
Начала и концы фаз можно определить при помощи милливольтметра. Для этого сначала мегомметром или при помощи контрольной лампы определяют выводы обмоток каждой фазы. Затем к обмотке одной из фаз присоединяют через рубильник (рис. 1) и реостат источник постоянного тока, который выбирают таким, чтобы по обмотке проходил небольшой ток (желателен аккумулятор напряжения 2 В).
Рис. 1 Схема для проверки правильности соединений выводов трехфазных обмоток
При замыкании и размыкании рубильника в обмотках других фаз индуктируются электродвижущие силы, направление которых определяется милливольтметром.
Если к условному «началу» присоединен плюс батареи, а к условному «концу» - минус, то при размыкании рубильника на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах», что показывает милливольтметр, приключаемый поочередно к выводным концам двух других фаз. При замыкании тока рубильником полярность на других фазах будет обратной указанному.
В тех случаях, когда машина имеет три вывода (при соединении обмотки звездой или треугольником), правильность соединения фаз можно проверить, если питать два вывода переменным током пониженного напряжения и вольтметром измерить напряжение между третьим выводом и каждым из выводов, присоединенных к сети.
В случае правильного соединения эти напряжения будут равны половине напряжения, приложенного к двум выводам, причем это соотношение напряжений сохраняется при питании любых двух выводов.
Опыт следует произвести три раза, каждый раз подводя напряжение к различной паре выводов. Если же одна из фаз присоединена неправильно, то при двух опытах из трех напряжения между третьим выводом и каждым из двух других будут неодинаковы. Этот опыт в случае короткозамкнутого асинхронного двигателя следует проводить при напряжении 1/5—1/6 от номинального, во избежание перегрева обмоток; в случае фазного ротора, его обмотка должна быть разомкнута.
Проверка правильности соединений выводов трехфазных обмоток сводится к определению начал и концов каждой фазы.
Начала и концы фаз можно определить при помощи милливольтметра. Для этого сначала мегомметром или при помощи контрольной лампы определяют выводы обмоток каждой фазы. Затем к обмотке одной из фаз присоединяют через рубильник (рис. 1) и реостат источник постоянного тока, который выбирают таким, чтобы по обмотке проходил небольшой ток (желателен аккумулятор напряжения 2 В).
Рис. 1 Схема для проверки правильности соединений выводов трехфазных обмоток
При замыкании и размыкании рубильника в обмотках других фаз индуктируются электродвижущие силы, направление которых определяется милливольтметром.
Если к условному «началу» присоединен плюс батареи, а к условному «концу» - минус, то при размыкании рубильника на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах», что показывает милливольтметр, приключаемый поочередно к выводным концам двух других фаз. При замыкании тока рубильником полярность на других фазах будет обратной указанному.
В тех случаях, когда машина имеет три вывода (при соединении обмотки звездой или треугольником), правильность соединения фаз можно проверить, если питать два вывода переменным током пониженного напряжения и вольтметром измерить напряжение между третьим выводом и каждым из выводов, присоединенных к сети.
В случае правильного соединения эти напряжения будут равны половине напряжения, приложенного к двум выводам, причем это соотношение напряжений сохраняется при питании любых двух выводов.
Опыт следует произвести три раза, каждый раз подводя напряжение к различной паре выводов. Если же одна из фаз присоединена неправильно, то при двух опытах из трех напряжения между третьим выводом и каждым из двух других будут неодинаковы. Этот опыт в случае короткозамкнутого асинхронного двигателя следует проводить при напряжении 1/5—1/6 от номинального, во избежание перегрева обмоток; в случае фазного ротора, его обмотка должна быть разомкнута.
2.нахождение неисправных якорей в коллекторных
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯХ
Описанный ниже способ нахождение неисправных якорей в коллекторных электродвигателях является самым точным и быстрым из ныне существующих. Коллекторные электродвигатели составляют основу всей бытовой техники: пылесосов, электродрелей, перфораторов, "болгарок", электролобзиков, кофемолок и т. п. Все они питаются от однофазной сети. В них обмотки возбуждения через щетки соединены последовательно с якорем (рие.1). Такие электродвигатели называются сериесными. Кстати, стартеры автомобилей тоже относятся к этим двигателям, только питаются они от постоянного напряжения 12 В, и описанной ниже установкой в них также можно находить неисправные якоря. Сериесные двигатели позволяют в широких пределах регулировать частоту вращения якоря, они обладают большим пусковым моментом и сравнительно малыми габаритами и весом. Однако коллекторные двигатели из-за наличия сложной якорной обмотки и коллектора со щётками являются трудоемкой, дорогой и менее надежной электромашиной по сравнению с безколлекторными электродвигателями переменного тока.
Коллекторные двигатели не выдерживают длительных перегрузок. Главным виновником их повреждений является пользователь, который длительно перегружает инструмент, например заклиниванием сверла в бетонной стене. Именно в момент перегрузки через обмотки и якорь электродвигателя проходит большой ток, который, во-первых, перегревает (прожигает) обмотку якоря, а, во-вторых, сильным переменным магнитным полем вызывает вибрацию витков обмоток статора и якоря. В результате всего этого происходит осыпание их эмалевой изоляции и замыкание или обрыв витков в их обмотках.
Внешними признаками повреждения коллекторного двигателя являются: искрение под щетками по кругу коллектора; уменьшение количества оборотов; падение мощности; быстрое нагревание (перегревание) обмоток статора и якоря и появления гари.
Осматривая разобранный электродвигатель, можно выявить следы подгорания обмоток якоря и статора. Но истинную картину (что сгорело) можно получить, сделав измерения. Обе обмотки возбуждения (статора) проверяют электронным омметром, так как он имеет точность измерения до десятых долей Ома. Если разность сопротивлений обмоток превышает 0,2 Ом, то в обмотке с меньшим сопротивлением есть замыкание витков, и ее следует заменить. Но на практике обмотки статора повреждаются редко. С якорем дело обстоит значительно сложнее. Иногда неопытные ремонтники пытаются тем же электронным омметром выявить повреждение обмоток якоря, но счастье улыбается редко, т.к. обмотки якоря имеют очень малое сопротивление (провод с большим сечением и малым количеством витков) и электронный омметр не выявляет повреждение.
Описанная ниже установка определяет неисправные якоря, делает это бистро и точно и обладает высокой чувствительностью.
На рис.2 показан один из вариантов конструкции станка с установленным якорем. Скользящие контакты можно сделать из пластин реле или пружинной проволоки (из булавки).
На рис.З показана схема соединений установки (генератора, осциллографа и обмоток якоря). Принцип роботы ее заключается в следующем. С генератора переменное напряжение с частотой 50...200 кГц, и со стабильным уровнем подается на гнезда вертикального отклонения луча осциллографа У. С другого гнезда того же генератора переменное напряжение с той же частотой, но с регулируемым уровнем подается через самодельные скользящие контакты на ламели коллектора и далее на одну из обмоток якоря, где оно трансформируется
во все обмотки того же якоря. При помощи скользящих контактов это переменное напряжение снимается из соседней ламели коллектора (соседней обмотки) и подается на гнезда горизонтального отклонения луча осциллографа X. Переключатель горизонтальной развертки при этом должен находиться в положений "Внешняя синхронизация" или "Внешняя развертка".
Изменяя частоту генератора в пределах 50...200 кГц (а его уровень 0..Д25 В и положение переключателя осциллографа У/дел. в 1 или 2 В), надо добиться на экране осциллографа фигуры эллипса (рис.4а). Далее не спеша, вращая рукой установленный на станке якорь, передвигая скользящие контакту по ламелям коллектора, наблюдают фигуры на экране осциллографа. При передвижении на один шаг на экране осциллографа появится эллипс немного меньших размеров (рис.4б), при этом
предыдущий размер эллипса на этом рисунке показан пунктиром. У исправного якоря все эллипсы должны быть только этих размеров, чередуясь один за другим. Если в обмотках якоря есть замкнутые витки или обрыв, то при прохождении скользящих контактов по поврежденным обмоткам на экране осциллографа будут появляться самые разнообразные фигуры (рис.5), сильно отличаются от фигур на рис.4.
Если таким способом обнаружен неисправный якорь, то восстановить работоспособность электродвигателя можно двумя способами: заменить якорь на
новый, заводского изготовления, или перемотать все обмотки якоря (только в
специализированной мастерской). В первом случае обойдется дороже, но надежнее(долго будет работать), во втором - дешевле, но менее надежно: скоро опять
повредится.
Вышеописанную проверку исправности якоря можно проводить и не вынимая якорь из электродвигателя. Для этого надо вынуть из электродвигателя щетки, подключить скользящие токосъемные пластины установки к коллектору и рукой медленно вращать якорь.
В авторской установке использовался генератор ГЗ-106 с перестраиваемой частотой 20. ..200 кГц и регулируемым уровнем и осциллограф СІ -114 с прямоугольным экраном 15 см по диагонали. При таком размере экрана удобнее наблюдать измеряемые фигуры. Чтобы исключить влияние внешнего переменного электромагнитного поля на результаты измерений, все соединения в установке надо выполнить экранированным кабелем
3.Проверка правильности включения обмоток машины переменного тока
Проверка правильности соединений выводов трехфазных обмоток сводится к определению начал и концов каждой фазы.
Начала и концы фаз можно определить при помощи милливольтметра. Для этого сначала мегомметром или при помощи контрольной лампы определяют выводы обмоток каждой фазы. Затем к обмотке одной из фаз присоединяют через рубильник (рис. 1) и реостат источник постоянного тока, который выбирают таким, чтобы по обмотке проходил небольшой ток (желателен аккумулятор напряжения 2 В).
Рис. 1 Схема для проверки правильности соединений выводов трехфазных обмоток
При замыкании и размыкании рубильника в обмотках других фаз индуктируются электродвижущие силы, направление которых определяется милливольтметром.
Если к условному «началу» присоединен плюс батареи, а к условному «концу» - минус, то при размыкании рубильника на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах», что показывает милливольтметр, приключаемый поочередно к выводным концам двух других фаз. При замыкании тока рубильником полярность на других фазах будет обратной указанному.
В тех случаях, когда машина имеет три вывода (при соединении обмотки звездой или треугольником), правильность соединения фаз можно проверить, если питать два вывода переменным током пониженного напряжения и вольтметром измерить напряжение между третьим выводом и каждым из выводов, присоединенных к сети.
В случае правильного соединения эти напряжения будут равны половине напряжения, приложенного к двум выводам, причем это соотношение напряжений сохраняется при питании любых двух выводов.
Опыт следует произвести три раза, каждый раз подводя напряжение к различной паре выводов. Если же одна из фаз присоединена неправильно, то при двух опытах из трех напряжения между третьим выводом и каждым из двух других будут неодинаковы. Этот опыт в случае короткозамкнутого асинхронного двигателя следует проводить при напряжении 1/5—1/6 от номинального, во избежание перегрева обмоток; в случае фазного ротора, его обмотка должна быть разомкнута.