Колоссальное падение продаж новых автомобилей поставило на колени украинских автопроизводителей. И похоже выбираться из этого положения им придется самостоятельно. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
О нужности автопрома как отрасли очень точно сказал на одном из круглых столов Олег Боярин, глава наблюдательного совета ЗАО «Еврокар». По его мнению, есть два диаметрально противоположных пути развития. Первый это сильная собственная промышленность. Суть ее в работающих производствах автомобилей и компонентов к ним внутри страны. Но дляэффективного развития такой системы, нужны высокие пошлины на импортный товар. В таком случае автомобили будут дорогими, но люди смогут их купить, так как у них будут рабочие места и достойная оплата труда. Второй сценарий - отмена заградительных пошлин, как на новые, так и на б/у автомобили. В этом случае цена машин на рынке значительно уменьшится, но количество реализуемой автотехники не увеличится, поскольку люди не будут обеспечены работой и заработком.
Конечно, с господином Бояринрым можно не согласиться - есть много стран, в которых нет собственной автомобильной промышленности, но живут они не бедно и вполне могут себе позволить импортировать нужный товар. Но есть и другая сторона медали - социальная. В случае остановки двух крупнейших украинских автомобильных заводов в Запорожье (160 тыс. автомобилей в год) и в Черкассах (120 тыс. автомобилей в год) работу потеряют очень много людей. Даже остановка относительно небольшого завода «Еврокар», который способен производить 45 тыс. автомобилей в год, способна вызвать огромное социальное напряжение в своем регионе. Стоит также учитывать, что на одно рабочее место в автомобильной промышленности приходится по 8-10 рабочих мест в смежных областях.
Падение спроса на продукцию автопрома уже дало о себе знать - еще в прошлом году по неофициальным данным украинские автопроизводители сократили или отправили в вынужденные отпуска около 40% персонала.
Сейчас ситуация на автомобильном рынке не лучше, чем была в прошлом году. Украинские автомобильные компании испытывают огромные трудности. Лидер отечественного авторынка корпорация «Укравато» решила даже расширить виды деятельности. Пытаясь минимизироваться потери во время глубокого упадка, который переживает в настоящий момент автомобильный рынок Украины, корпорация "Укравто" приняла решение заняться торговлей сельхозпродукцией и нефтепродуктами.
Также на собрании акционеров "Укравто" было принято решение о ликвидации ряда филиалов. Правда речь идет не о закрытии дилерских центров, а об изменении юридической структуры корпорации. Как сказано в официальном релизе, «Упрощение юридической структуры не повлияет на дальнейшее функционирование дилерских центров».
Разумеется, представители крупного бизнеса крайне редко прямо говорят о том, насколько плохи дела у их компаний. Лучше всего о реальном положении вещей говорит статистика - в 2009 году производство автомобилей в Украине сократилось на 86%. В этом году наблюдается активность в сегменте грузовых автомобилей и автобусов. По данным Госкомстата, в Украине в январе-феврале 2010 года производство грузовых автомобилей возросло на 24,3%, а автобусов - на 76,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению президента Ассоциации автопроизводителей Украины Михаила Резника спрос на коммерческую технику является своеобразным индикатором состояния экономики в целом. Эксперт полагает, что проведение в Украине чемпионата Евро-2012 будет способствовать активизации спроса на автобусы.
Касательно производства легковых автомобилей оптимизма у специалистов гораздо меньше. Господин Резник не скрывает, что сейчас Украина вплотную подошла к рубикону, перешагнув который возродить автомобильную промышленность будет крайне сложно. В докризисный период автомобильная промышленность обеспечивала около 4% ВВП, и отдавала государству налогов на сумму 7,5 млрд. грн. С такими показателями отрасль вправе была рассчитывать на поддержку со стороны государства, но не получила ее и вряд ли получит.
http://autonews.rbc.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий